На рынке легких коммерческих автомобилей, который составляет 7,5% всего автотранспорта страны, все больше крупных компаний и предпринимателей предпочитают покупать машины именно российского производства.
В России принято ругать родной автопром. Однако на рынке легких коммерческих автомобилей, который составляет 7,5% всего автотранспорта страны, все больше крупных компаний и предпринимателей предпочитают покупать машины именно российского производства. Причем эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. К такому мнению пришли эксперты в ходе конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы-2014».
По данным аналитического агенства «Автостат», парк легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составляет 3,75 млн шт. Из них 54,8% – это машины старше десяти лет, 12,8% – автомобили 7-10 лет, 19,8% а – подержанные авто 3-7 лет, и лишь 12,6% парка – почти новые машины 1-3 лет.
Самые популярные марки легких коммерческих авто в России – GAZ (36,1% всего парка LCV) и UAZ (18,4%). На третьем месте – TOYOTA (7,3%).
Большую часть коммерческого транспорта составляют фургоны (41%), второе место по численности занимают бортовые грузовички (24,5%), далее идут авто типа «шасси», с рамой, «заточенной» под любую платформу (16,7%), микроавтобусы (13,7%), и самая маленькая доля у пикапов (2,5%).
Прошлый год для российского рынка LCV был не очень удачным. По данным «Автостата», всего в 2013 году было зарегистрировано 161,9 тысячи новых машин. Это на 5,7% меньше, чем в 2012 году.
«Вообще на рынке коммерческих автомобилей сложно делать какие-либо прогнозы, но мы считаем, что 2014 год по продажам LCV будет еще хуже прошлого. По нашему пессимистичному прогнозу до 2018 года рынок упадет на 11,1%. Мы считаем, что весь 2014 год многие компании смогут повременить с обновлением парка, грубо говоря, будут ездить на том, что есть», – говорит исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Как показывает статистика, в последние годы российский бизнес все чаще отдает предпочтение отечественным автомобилям. В частности, импорт коммерческих автомобилей в 2013 году сократился на 22,4% (импортировано 88,8 тыс. машин) по сравнению с предыдущим годом (статистика центра экономического прогнозирования Газпромбанка).
«Крупные компании стараются работать с одной маркой автомобилей, это позволяет экономить на техническом обслуживании», – поясняет Сергей Удалов.
Так, например, ФГУП «Почта России» в 2013 году купило 601 автомобиль, из них 225 машин марки UAZ, 272 – GAZ. ОАО «РЖД» приобрело 563 машины, из них 115 – GAZ, 395 – UAZ. ОАО «Ростелеком» пополнило свой автопарк на 508 автомобилей, из них 95 «Газелей» и 411 «Уазов»».
«Российские производители автотранспорта пока удерживают позицию лидера на рынке коммерческого транспорта, но давление на них увеличивается. Основными тенденциями в долгосрочной перспективе станут постепенный рост производства коммерческих автомобилей зарубежных марок на территории России, увеличение сегмента дорогостоящих автомобилей и активация направления по переходу на газомоторное топливо», – считает аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.
Эксперт уверен, что через несколько лет отечественный рынок LCV значительно изменится по своей структуре. Если сейчас большая часть коммерческого парка – это дешевые машины, и лишь малая часть – автомобили премиум-класса, то уже к 2020 году ситуация существенно поменяется. По прогнозам эксперта, 60% автопарка будут составлять машины, собранные в России на современных заводах, 20% – автомобили премиум-класса и 20% – дешевые коммерческие авто.
Для такого прогноза имеются следующие экономические предпосылки. Во-первых, ожидаются переход на требования по экологическому классу двигателя Евро-4 и введение в стране ограничений по эксплуатационному возрасту автомобилей. Это заставит российский бизнес заняться обновлением автопарка, большая часть которого состоит из машин старше 10 лет. Во-вторых, строительство инфраструктурных объектов к Чемпионату мира по футболу и Универсиаде в Красноярске придаст импульс росту продаж коммерческого транспорта. В-третьих, существенно возрастет роль легкого коммерческого транспорта в обслуживании крупнейших городов. Этому, в частности, уже способствует запрет въезда на МКАД большегрузов в дневное время. Аналогичные запреты сейчас активно рассматриваются и в других крупных городах. В пользу LCV также сыграет и введение платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков более 12 тонн.
Немного статистики о производстве LCV. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в 2013 году было произведено 203,5 тысячи коммерческих автомобилей, что на 1% больше, чем в 2012 году. В структуре производства доля коммерческого транспорта с 2005 года возросла до 15%. Докризисные показатели продаж пока не достигнуты.
Также стоит отметить еще один интересный факт, касающийся рынка легких коммерческих автомобилей.
«Мы посмотрели, сколько времени проходит до первой смены владельца новой машины. В 2013 году новый автомобиль в среднем продавали через 58 месяцев, вторая смена владельца происходила в среднем через 39 месяцев», – отмечает Сергей Удалов.
Причем, по словам эксперта, автомобили ГАЗ и УАЗ продавали через большее количество времени, чем в среднем по рынку, – через 63 и 70 месяцев соответственно. Быстрее всего автовладельцы избавляются от автомобилей марки KIA – в среднем через 29 месяцев.
По мнению экспертов, это происходит потому, что на дорогие импортные автомобили есть гарантийный срок, который, как правило, составляет 2-3 года (24-36 месяцев). В течение этого времени автомобили обслуживаются в автосервисах у официальных дилеров. Компании, отдающие предпочтение относительно дешевым отечественным машинам, скорее всего на всем экономят, в том числе и на официальном сервисе. Поскольку эксплуатация таких авто не ограничена гарантийным сроком, то продают их значительно позже, чем в среднем по рынку.